Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов

Google+

В «культурной» жизни Москвы современное искусство стало занимать колоссальную нишу искусства как такового. Словно грибы после дождя, один за другим возводятся центры, где аккумулируется вся креативность, возводимая на уровень идеала художественного мышления. Все это, безусловно, достойно уважения и внимания, но не стоит забывать о классическом искусстве, которое, несмотря на относительное устаревание его методов и приемов изображения, проложило себе вполне фундаментальную тропинку сквозь века. По-видимому, организаторы выставки «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» думают именно так

На минувшей неделе в ГМИИ им. А.С. Пушкина, при поддержке Государственного Русского музея и ЗПИФ художественных ценностей «Атланта Арт», открылась выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов», совершенно не имеющая аналогов. Основной акцент экспозиции сделан на «Итальянском альбоме» Карла Брюллова, который был подарен им Стефани Витгенштейн и не выставлялся прежде. Интересно, что альбом, включающий 33 рисунка, не является целостным – некоторые произведения были вклеены его владельцем, но после того, как все рисунки были собраны воедино, стало ясно, что все они имеют непосредственное отношение к Италии – музе, стране, в которую художник был страстно влюблен. По словам куратора выставки Олега Антонова, доминирование итальянских мотивов в творчестве Брюллова зависело не только от того, что художник жил в этой стране - определяющую роль играла новизна сюжетов итальянского быта, что впоследствии и стало определять его подход к работе.

Талант Карла Брюллова, безусловно, очевиден по известным всем полотнам, но представленные в ГМИИ работы определенно расширяют диапазон его творчества. Манера прочтения художником итальянского быта поразительна – он предстает «увлекательным рассказчиком» действительности, не той, где изобилуют народные трения – но иной, данной нам свыше, фатально естественной, каждодневной, но с неизбежным философским подтекстом. Смотря на работу «Сон бабушки и внучки», где пожилой вдове грезится бывшее счастье с ее мужем, а молодой девушке - кошмар, поражаешься, насколько точно автор передал сиюминутность происходящего, будто вырезав из неосязаемого пространства этот лист бумаги. Подтверждением того же являются картины «Итальянская семья», где будущая мать,  предвкушая грядущее, рассматривает детские распашонки, а ее супруг мастерит колыбель. Что уж говорить о работе «Мать, просыпающаяся от плача ребенка» - потрясающее изображение мельчайших деталей, дающих необходимый ключ к пониманию проблематики повседневности бытия. В работы Карла Брюллова нечего добавить, тема каждого рисунка настолько раскрыта, что у зрителя не возникает желания фантазировать, хочется лишь любоваться и восторгаться полноценностью сюжета.

Параллельно с «Итальянским альбомом» выставляются работы Брюллова из серии «Итальянские натурщики в национальных костюмах». Такие произведения, как «Чочара Рикка с корзиной» и «Коленопреклоненный монах-капуцин» лишь подтверждают гениальность кисти художника, поскольку отражение национальных одежд – это тонкая философия, благодаря которой можно понять как ход исторического процесса Италии, так и характер людей, населяющих ее. Как отмечает Олег Антонов, в рисунках этой серии не следует искать глубинного смысла и тонкой художественной организации. Эти работы являлись, как бы сказать, «набросками» для Брюллова, из которых позже рождались полноценные произведения, во множестве представленные в «Итальянском альбоме».

Открытие выставки «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов», безусловно, можно назвать большим событием в культурной жизни Москвы. Экспозиция расширяет горизонты понимания творчества художника, его любви к Италии, осознание его в новом качестве – не только как автора картин «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Его откровенность поражает, а способность так музыкально передать действительность завораживает. Безусловно, можно считать, что время, проведенное на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина, не пройдет даром.

Автор: Кивалин Павел

Добавить комментарий